Спустя двести лет при фараоне Аменхотепе III скромное святилище было расширено под руководством великого архитектора Аменхотепа сына Хапу. Отныне в храм проходили через великолепный вестибюль с тридцатью двумя колоннами в форме связок папируса, соединявшийся с большим открытым двором, обнесенный портиками, колонны которых также имитировали пучки священного тростника, геральдического растения Нижнего Египта. В глубине вестибюля находился вход в святилище храма, в которое по традиции проникали через несколько небольших культовых помещений. К северной части двора примыкала грандиозная процессионная колоннада. Ее четырнадцать окаменевших папируса, увенчанные распустившимися цветами – капителями возносятся на высоту 20 метров и словно вонзаются в иссиня-лазуритовое небо.
На сохранившихся лишь на треть стенах колоннады сохранились замечательные рельефы, рассказывающие о великом празднике Амона Опет: центральное место здесь занимают священные ладьи богов, которые сопровождают жрецы и музыканты, веселящийся народ, процессии священных животных, и, наконец, сам фараон. Новый величественный храм получил название Ипет Ресет Амон – <Южный гарем Амона>.
В царствование Рамсеса II перед храмом был выстроен новый пилон с большим двором, окруженный 74 колоннами, между которыми стояли грандиозные статуи фараона.
Одна из них, изображающая Рамсеса сидящим на престоле в древности называлась Солнце властителей стран иноземных; у ноги владыки стоит миниатюрная, но при этом полная грации и величия фигура царицы Нефертари, любимой супруги царя.
Перед пилоном были поставлены шесть колоссов Рамсеса II, удачное расположение которых показывает большое внимание зодчего к декорировке фасада: две средние статуи были выполнены из черного гранита и представляли фараона сидящим, четыре остальные – по две у каждого края пилона – были выполнены из розового гранита и изображали Рамсеса стоящим.Композицию завершали два огромных обелиска, один из которых был вывезен из Египта в XIX веке и находится на площади Согласия в Париже. Строительными работами в Луксоре руководил зодчий Бакенхонсу: <… Говорит он: “Я выполнил работы прекрасные в доме Амона, так как был начальником работ моего господина… Я воздвиг там обелиски из гранита, красота которых достигает небес… Стена храма была построена из камня как нигде в Фивах, был он снабжен водой, наполнены деревьями сады его. Я сделал великие двойные двери из электрума… Я установил в священном дворе перед этим храмом флагштоки великолепные…”
Среди коридоров и залов Луксорского храма, богато отделанных рельефами, кое-где еще сохранившими первоначальную раскраску, особенный интерес вызывает маммизи – помещение, на стенах которого запечатлена легенда о рождении фараонов от божественного брака земных цариц и <владыки небес> Амона-Ра.Как гласит легенда, Амон-Ра решил избрать себе в жены самую красивую женщину на земле. Сама богиня любви Хатхор, отправившись на землю и увидев всех красавиц, избрала для царя богов прекрасную Мутемуйу, женщину, которая оказалась египетской царицей, супругой фараона Тутмоса IV.
Амон явился к царице, приняв облик ее мужа, и лишь по аромату ладана и мирры, исходившему от божества, царица догадалась, кто перед ней. Под охраной богинь Нейт и Селкет, Амон и царица провели на небесном ложе ночь любви, во время которой было зачато дитя – будущий фараон Аменхотеп III. Тем временем бог Хнум создал на гончарном круге ребенка и его жизненную силу Ка, а благая Хатхор вложила в них дыхание жизни. Ибисоголовый бог Тот явился царице и сообщил ей благую весть: в ее чреве – сын бога. Прошел положенный срок, и Хатхор с Хнумом привели Мутемуйу в зал рождений.Здесь, на огромном ложе установлены кирпичи для родов. Богиня родов Месхенет, которую символизируют эти кирпичи, трансформируется в четырех великих богинь, выполняющих роли повитух и кормилиц: Нут – Великую, Тефнут – Старшую, Исиду – Прекрасную и Нефтиду – Превосходную. Рядом установлен престол, на котором сидит царица, только что передавшая в заботливые руки богинь новорожденное дитя и его Ка. Под ложем стоят на страже боги-охранители материнства Бес и Таурт, духи Верхнего и Нижнего Египта, божества миллионов лет жизни и царствования. Под звуки систров Семь Хатхор, богини судьбы, предвещают младенцу многие годы жизни в счастье и благополучии.
Хатхор и Мут подносят маленького Аменхотепа его небесному отцу и бог Амон целует его, взяв на руки и объявляя <сыном своим от плоти своей>. Ребенка передают богиням-кормилицам; в то время как Селкет ухаживает за утомленной царицей Мутемуйей, великие коровы Сехатхор и Хесат кормят божественного младенца своим священным молоком, которое даже царь имеет право испить только три раза: при рождении, во время коронации и после смерти, обретая жизнь, царственность и возрождение. По личному приказу Амона Сешат, богиня письма и счета, в присутствии Хнума и бога магии Хека записывает каламом имя нового сына бога в храмовые свитки жизни.
От могучего пилона храма аллея сфинксов в древности вела к Карнаку. Эта аллея вскоре разделялась на две; правая из них сворачивала к храму Мут, а левая доходила до храма Хонсу. Таким образом, Луксор оказывался включенным в комплекс святилищ Карнака, которые благодаря связывающим их аллеям каменных стражей производят и сейчас небывалое впечатление единого гигантского архитектурного ансамбля, <города бога>, которым когда-то были Фивы.
Несмотря на то, что в наши дни Луксорский храм со всех сторон <зажат> современным городом с его оживленными улицами, магазинчиками, гостиницами, святилище древних богов вновь и вновь потрясает воображение не только совершенством пропорций и грандиозностью, но и внутренней гармонией, незыблемостью и каким-то неземным спокойствием. Колоссальные колонны, величественные фигуры царей, уста которых замерли в загадочной полуулыбке, таинственные иероглифы, высеченные в камне: Воображение населяет эти волнующие руины образами давно минувших веков и тысячелетий, которые, кажется, обретают новую жизнь каждый вечер с закатом солнца, когда с необычайным искусством подсвеченный храм, словно мираж возвышается над берегом Нила.
Оставить Комментарий