Египтяне – глубоко религиозный народ, здесь просто не представляют себе, как можно быть неверующим. Девять десятых населения – мусульмане, остальные – христиане (копты). Порой те и другие уживаются в одной семье. Обычаи представителей двух основных конфессий со временем стали во многом схожи. Например, все египтяне торжественно отмечают седьмой день жизни новорожденного, а когда оплакивают умерших, бьют себя ладонями по щекам и в первые три дня траура принимают соболезнования под «суаном» – деревянным навесом перед домом. И все обязательно встречают Шам-эль-Нессин, «весенний ветерок». Это отголосок праздника обновления природы.
Семья – центр общественной жизни в Египте. Традиционно несколько поколений проживали совместно в рамках одной семьи, однако на протяжении последних десятилетий усиливается тенденция к раздельному проживанию малых семей. Вместе с тем в больших семьях сохраняются тесные связи между всеми ее членами. Большая семья выполняет целый ряд важных общественных функций. Так, она часто выступает в роли своеобразного бюро по поиску рабочих мест для крестьян, переехавших в город, или же является источником материальной поддержки нуждающихся или недееспособных родственников, на которых не распространяется государственная программа социального обеспечения.
Обычно в египетских семьях много детей. Как правило, деревенские дети с раннего возраста начинают помогать родителям в полевых работах; поэтому многодетные семьи считаются в экономическом отношении более благополучными. До сих пор египтяне больше радуются рождению мальчиков.
фестивали, памятные даты, имеющие большое значение для страны
1 января >>> Новый год
Погода в Египте зимой – одна благодать! Самые суровые «заморозки» – не ниже плюс 16 градусов. И то ночью. Днем же средняя температура 22-24 градуса, а на солнце и того больше. Море остыть не успевает и купаются в нем и летом, и зимой.
С начала декабря крупные магазины, торговые центры и гостиницы Каира и других городов украшаются елками, игрушками и мерцающими гирляндами в преддверии западного Рождества и Нового года.
На тротуары перед цветочными магазинами выставляются искусственные елки, горшочки с туей и особенно популярные здесь «Вифлеемские звезды» – пятиконечные крупные цветы алого цвета.
21 марта День матери
В 1956 году в Египте был официально установлен День матери. Десять лет спустя его хотели переименовать в День семьи, так как, по мнению египтян, название День матери вызывало у сирот, потерявших мать, неприятные воспоминания.
Каждый праздник в Египте — удобный предлог для семейных сборищ, День Матери не исключение. Без почтения к матери нет крепкой нравственной основы, как для отдельной личности, так и для общества. Без почитания матери нет взаимопонимания, спокойствия и мира. Потому что все прекрасное в человеке – от ласки матери. Из всех традиций и обычаев Египта тесные семейные узы — самое лучшее, что осталось от далекого и сложного прошлого.
Как и все народы, жившие племенами, египтяне хранят традиции кланов. Поэтому когда братья и сестры, двоюродные и троюродные братья и сестры, жены двоюродных братьев, мужья троюродных сестер и просто друзья идут друг к другу в гости, это напоминает не обычный семейный визит, а кочевку племени в пустыне.
25 апреля >>> День освобождения Синая в Египте
Синай — Египет и не Египет одновременно. Собственно Египет — это земледельческие районы долины и дельты Нила. А тут — пустыня, с редкими крошечными оазисами и колодцами, песками на севере и горами на юге. Кстати сказать, Синай, в отличие от остальной территории Египта, лежит в Азии, а не в Африке.
Начинается Синайский полуостров сразу за Суэцким каналом — всего каких-то 120 километров от Каира. Но веками он считался отдаленной периферией.
Египтяне с их крестьянскими привычками никак не могли понять, какую пользу можно извлечь из 60 тысяч квадратных километров песка и камня: ни воды, ни пахотных земель.
Во время «шестидневной войны» 1967 года израильские войска захватили весь Синайский полуостров вплоть до Суэцкого канала. Израильтяне быстро смекнули: в то время как на их собственной территории, протянувшейся в основном вдоль Средиземного моря, дуют холодные ветры и идут дожди, на красноморском, южном побережье Синая — тепло и солнечно. И начали создавать там туристическую инфраструктуру. Первые гостиницы в Шарм аш-Шейхе, Дахабе и Нувейбе построили израильтяне (Хилтон Таба).

В 1979 году Египет и Израиль подписали мирный договор, согласно которому в течение трех лет израильтяне должны были уйти с Синая. Но любители теплого моря и жаркого солнца не прогадали. Израильтяне получили право въезжать на территорию Южного Синая вплоть до Шарм аш-Шейха без визы сроком до 15 дней. И охотно пользуются этим правом.
25 апреля 1982 года израильские войска завершили свой вывод с Синая, и этот день стал национальным праздником Египта.
1 мая >>> Праздник труда (День труда)
1 мая 1886 года американские рабочие организовали забастовку с требованием 8-часового рабочего дня. Забастовка и сопутствующая демонстрация, закончились кровопролитным столкновением с полицией.
В июле 1889 года Парижский конгресс II Интернационала, в память о выступлении рабочих Чикаго, принял решение о проведении 1 мая ежегодных демонстраций.
Впервые день международной солидарности трудящихся был отмечен в 1890 году в Австро-Венгрии, Бельгии, Германии, Дании, Испании, Италии, США, Норвегии, Франции, Швеции и некоторых других странах.
Долгое время Первомай был символом революции, непримиримой классовой борьбы. Этот праздник отмечается в 66 государствах мира.
Во всех странах первое мая.- день интернационального братства народов, день борьбы за мир.
23 июля >>> Годовщина революции 1952 года в Египте
Июльская революция — распространенное название революционного переворота в Египте в 1952 году, положившего начало национально-освободительной революции. 23 июля в Египте официально отмечается годовщина июльской революции (Revolution Day in Egypt), день, ставший национальным выходным.
Революция произошла в обстановке подъема национально-освободительного движения арабских народов после 2-й мировой войны 1939—45 годов и ослабления позиций британского империализма на Ближнем Востоке.
В ночь на 23 июля группа патриотически настроенных военных членов тайной организации «Свободные офицеры» во главе с Гамаль Абдель Нассером осуществила революционный переворот и свергла феодально-монархический режим короля Фарука (King Farouk). 26 июля низложенный монарх отрекся от престола и покинул страну. Власть перешла к Совету руководства революцией (СРР).

Главной опорой пришедших к власти в результате военного переворота молодых офицеров была армия, а основными целями — полное национальное освобождение Египта и создание условий для его самостоятельного развития.
6 октября >>> День армии Египта
6 октября — День армии Египта (Armed Forces Day), который отмечается в день начала на Ближнем Востоке четвертой арабо-израильская войны (6 октября 1973), которая, как и все предыдущие, закончилась фактической победой Израиля.
Однако, египтяне празднуют в этот день свою собственную победу, считая, что военная кампания 1973 года развеяла миф о непобедимости Израиля, и заставила арабов поверить в свои силы после неудач в предшествовавшие годы.
Египетский президент Хосни Мубарак отметил годовщину войны, которая в арабском мире известна как Октябрьская (October War), освободив из египетских тюрем 861 заключенного и заявив народу, что успех на поле боя привел к свободе и лучшей жизни. «Эта победа привела нас от освобождения захваченной земли к схожему освобождению в нашей политической жизни и национальной экономике, — заявил Мубарак в телеобращении к народу. — Октябрьская победа была и остается, переломным моментом в истории нашей родины».

Война Судного дня началась, когда Египет внезапно атаковал Израиль в святой для евреев день — Йом Кипур (Судный день). Армия обороны Израиля была застигнута врасплох, и силам арабских государств удалось продвинуться вглубь территории Израиля, а ЦАХАЛ понес в тех боях тяжелые потери.
23 октября >>> Национальный день освобождения в Египте
р23 октября в стране отмечается Национальный день освобождения от агрессии Англии, Франции и Израиля (National Liberation Day).

В 1956 году Англия и Франция ставили целью утвердить свое господство на Арабском Востоке, который в то время был подорван национально-освободительным движением, а также захватить вооруженной силой Суэцкий канал, компания по эксплуатации которого была национализирована Египтом 26 июля 1956.
Израиль стремился ослабить соседние с ним арабские государства, произвести территориальные захваты за счет Египта и вынудить Египет, а за ним и др. арабские государства примириться с аннексионистской политикой Израиля. 

Как показали события, у Англии, Франции и Израиля существовал тщательно азработанный план совместной агрессии против Египта. 29 октября 1956 года израильские войска начали войну, вторгнувшись на египетскую территорию (Синайский полуостров). 31 октября английские и французские вооруженные силы начали бомбардировку Египта с воздуха и с моря и 5 ноября высадили десант в районе Порт-Саида.
Египтяне мужественно встретили опасность, нависшую над их родиной. С оружием в руках рабочие, студенты, колхозники вместе с солдатами египетской армии защищали Порт-Саид. Социалистические страны, правительства Индии и Индонезии, прогрессивные международные и национальные общественные организации требовали немедленного прекращения агрессии.
31 октября правительство СССР специальным заявлением резко осудило агрессию и указало на необходимость Совету Безопасности ООН принять немедленные меры для ее прекращения. Однако, Англия и Франция, используя право вето, парализовали деятельность Совета Безопасности. Вопрос об агрессии несколько раз рассматривался на Чрезвычайной и 11-й сессиях Генеральной Ассамблеи ООН, где были приняты резолюции (от 2, 7 и 24 ноября 1956 года и другие), требовавшие прекращения огня и вывода англо-франко-израильских вооруженных сил из Египта.
5 ноября 1956 года правительство СССР в своих посланиях правительствам Англии, Франции и Израиля предупредило руководителей этих государств о том, что оно полно решимости применением силы сокрушить агрессоров и восстановить мир на Востоке. В ночь на 7 ноября 1956 года англо-франко-израильские агрессоры были вынуждены прекратить военные действия на египетской территории. Вместе с тем, англо-французские войска захватили Порт-Саид и израильские войска захватила Синайский полуостров, агрессоры рассчитывали закрепиться на захваченной территории. Но 22 декабря 1956 года Англия и Франция, а Израиль к 8 марта 1957 вывели войска из Египта.
После этого с согласия правительства Египта вооруженные силы ООН были размещены на египетской территории вдоль египетско-израильской демаркационной линии перемирия, установленной соглашением между Египтом и Израилем от 24 февраля 1949 года.
Новый год по Хиджре
Наступление нового года по Хиджре. Первый день священного месяца Мухаррам. первый день Мухаррама не включено в число праздников ислама и, соответственно, в большинстве мусульманских стран Новый год не отмечают как праздник в нашем понимании. В этот день в мечетях читают проповедь, посвященную переезду пророка Мухаммада из Мекки в Медину в 622 г. – отправной точке мусульманского лунного календаря.
Месяц Мухаррам является первым месяцем мусульманского календаря. Считается, что как человек проведет первый месяц года, так и пройдут все остальные двенадцать месяцев.
Это один из четырех месяцев, в течение которых Аллах особенно запретил конфликты, кровную месть, войны и т. д. О высокочтимости этого месяца много говорится в Коране. Мухаррам – месяц покаяния и богослужения.

Каждый мусульманин должен постараться провести этот месяц в служении Богу. В одном из изречений Мухаммада говорится «Мухаррам является самым лучшим для соблюдения поста после месяца Рамадан». В другом изречении говорится: «Тому, кто постился один день в месяце Мухаррам, воздается как за 30 постов».
23 декабря >>> Взятие египетской армией Порт-Саида
Порт-Саид — город в северо-восточной части Египта, расположен на побережье Средиземного моря, у северного входа в Суэцкий канал. Население города превышает 600 тысяч человек. Порт-Саид — своего рода морские ворота Египта. Город был основан в 1859 году и назван по имени Саида-паши, который на тот момент являлся правителем Египта.
Экономическую базу города составляют рыболовство и промышленность: производство химикатов, переработка продуктов, производство сигарет. Порт-Саид является также отправной точкой экспортируемых из Египта товаров — хлопка и риса.
В августе 1882 года Порт-Саид был оккупирован английскими войсками. С того времени Порт-Саид являлся одним из центров антианглийского антиимпериалистического движения, начиная с 1921 года и по 1954 год здесь произошло не одно восстание.

5-6 ноября 1956 года, во время англо-франко-израильской агрессии против Египта, в Порт-Саиде происходили ожесточенные бои с англо-французским десантом. Героическая оборона города сорвала планы захвата Египта. Под давлением мирового сообщества Великобритания, Франция и Израиль вывели свои войска.

23 декабря 1956 года Порт-Саид был полностью освобожден. В битве за Порт-Саид погибло более двух с половиной тысяч египтян.

Праздники Египта
Египет, Это мусульманская страна, поэтому выходной день в Египте – пятница, в этот день не работают все государственные учреждения. Египтяне отмечают и светские, и религиозные праздники.
Египет, Это мусульманская страна, поэтому выходной день в Египте – пятница, в этот день не работают все государственные учреждения. Египтяне отмечают и светские, и религиозные праздники.
В мусульманском религиозном календаре праздничных дат немного. В период становления ислама Пророк Мухаммад запретил своим последователям праздновать немусульманские праздники и принимать в них участие, так как, участвуя в религиозном празднике, человек тем самым присоединяется к обряду той религии, которая его устраивает и проводит.
Согласно преданию, верующие явились к Мухаммаду и сказали, что живущие в Медине евреи празднуют свой праздник, и спросили, можно ли мусульманам присоединиться к ним. Пророк однозначно запретил им это, сказав, что Аллах определит для мусульман праздники лучше, и именно они будут угодны Богу. Так мусульманам были даны два великих праздника: Ид уль-адха (Курбан байрам) и Ид уль-фитр (Рамадан байрам).
Остальные памятные дни изначально праздниками не считались, и по их случаю не было никаких торжеств. Однако, практически сразу особое место отведено таким дням, как джума (пятница), день Арафат, день Ашура и ночь Предопределения. Они были определены как время усердного поклонения Аллаху, а не как время для торжеств и веселья. Все остальные, отмечаемые в наше время, дни считались памятными датами (начало нового года по хиджре, лунному календарю), и долгое время в исламе вообще никак не отмечались.
Начало месяца Сафар
Сафар (Safar) — второй месяц мусульманского календаря, следующий за месяцем Мухаррам. Полагают, что название месяца Сафар ассоциируется с желтым цветом, потому что месяцу было дано название во время осеннего сезона, когда в природе господствовала пора желтых листьев.
Некоторые источники говорят, что месяц Сафар был назван так из-за опустения (isfaar) Мекки, то есть, Мекка становилась абсолютно пустынной, когда люди совершали передвижения в этот месяц.

Мусульманский календарь, который основан на лунном цикле, был впервые введен в 638 году близким соратником Пророка Мухаммеда и вторым халифом Умаром ибн Аль-Хаттабом (Umar ibn Al-KHaTTab, 592—644). Он предпринял попытку рационализировать различные, порой противоречивые, системы исчисления времени, применявшиеся в его время.

Умар неоднократно консультитровался со своими советниками по поводу начальной даты новой мусульманской хронологии.
Маулид Ан-Наби – рождение Пророка Мухаммеда
Рождение Пророка Мухаммеда — Маулид ан-Наби (Mawlid an-Nabī, в переводе с арабского — рождение Пророка) — отмечается 12 числа третьего месяца Раби аль-авваль (Rabi’ al-awwal) исламского календаря. Рождение Мухаммеда стали отмечать лишь спустя 300 лет после прихода ислама.
Поскольку точная дата рождения Мухаммеда неизвестна, этот памятный день был приурочен ко дню его смерти, что накладывает отпечаток на характер торжества. Следует отметить, что в исламе дни рождения отмечаются скромно, а иногда и вовсе не отмечаются, в то время как даты смерти, понимаемые как рождение для вечной жизни, справляются более торжественно.

Маулид состоит из чтения молитв и слов поминания Аллаха, славословия пророку, стихотворных повествований и лекций о его жизни и рождении. На Маулиде принято выражать радость по поводу прихода в этот мир Мухаммеда, которого мусульмане считают последним посланником Бога, и возносить за это благодарность Всевышнему, обращаться к Богу с мольбами, раздавать милостыню бедным и вести благочестивые
разговоры друг с другом.
В Египте и некоторых других арабских странах этот праздник особенно любим детьми.
Повсюду появляются украшенные флажками павильончики, где продаются разнообразные по величине сахарные фигурки «арусат ан-наби» — «невесты Пророка» — с бумажным пестрым веером за спиной. Другая популярная сахарная фигурка — всадник с саблей в руке.
Рамадан (начало поста)
Рамадан (араб.) или Рамазан (тур.) – девятый месяц мусульманского календаря. Этот месяц является самым важным и почетным для мусульман. В течение всего месяца соблюдается строгий пост («ураза»), который подразумевает под собой отказ от воды, еды и интимных отношений в светлое время суток.
«О те, которые уверовали! Пост является для вас таким же обязательным предписанием, как и для тех, кто был до вас. Возможно, вы будете богобоязненными [выполнив это божественное предписание]» (Священный Коран, 2:183)«О те, которые уверовали! Пост является для вас таким же обязательным предписанием, как и для тех, кто был до вас. Возможно, вы будете богобоязненными [выполнив это божественное предписание]» (Священный Коран, 2:183)
Отказ от приема пищи от того времени когда «черная нитка начинает отличаться от белой» до полного захода солнца не является самоцелью поста. Смыслом воздержания и поста вообще является укрепление веры, духовный рост, переосмысление своего образа жизни, приоритетов. Пост для мусульман это в первую очередь возможность удалиться от запретного, определить для себя истинные жизненные ценности.
Пост предписывается всем половозрелым мусульманам и является одним из пяти столпов Ислама. Особо отмечается, что от поста освобождаются те, кто не имеет возможности его соблюдать: пожилые люди или мусульмане, имеющие хронические заболевания. Но тогда мусульманин должен за каждый день поста накормить неимущего или оказать помощь нуждающемуся (в размере не менее той суммы, которую от тратит в день на пищу). Также от поста освобождаются те, кого Рамадан застал в пути или при других обстоятельствах не позволяющих держать пост. В этом случае пропущенные дни поста восполняются в дни следующего месяца.
Завершается месяц Рамадан и пост вторым по значению мусульманским праздником Ид уль-фитр (Рамадан байрам), начинающегося с заходом солнца в последний день Рамадана и продолжающегося 1-го и 2-го числа следующего месяца Шавваль. После завершения коллективной молитвы в мечети в 1-й день месяца Шавваль мусульмане отправляются на праздничную трапезу, в ходе которой принято угощать не только родных и близких, но и соседей, знакомых (независимо от их вероисповедания). Раздача милостыни (садака) является обязательным условием празднования. Также в праздничные дни принято посещать могилы родственников.
Ночь Могущества и Предопределения – Ляйлят аль-Кадр
В Священном месяце Рамадан есть ночь Ляйлят аль-Кадр (Laylat al-Qadr) — Ночь Могущества и Предопределения — самая значимая ночь, празднование которой отмечают 15—16 сентября. Первые суры Священного Корана были ниспосланы Пророку Мухаммеду именно в эту ночь.
Исламские ученые предполагают ряд причин,
почему эта ночь была названа «Ляйлят аль-Кадр» (Ночь Могущества):
«Могущественность и величественность ее в том, что Священный Коран был ниспослан именно в эту ночь. Невероятно большое количество ангелов опускаются в эту ночь на землю. Проявление благодати, милости и прощения Всевышнего в эту ночь несравнимо с другими ночами по своей значительности. Верующий, проводящий эту ночь в молитвах, приобретает, по милости Всевышнего, необычно большее количество сил и жизненной энергии».

Точная дата этой ночи неизвестна, обычно она приходится на последние 10 дней месяца Рамадан. Многие богословы обращают внимание на ночь 27 дня месяца Рамадан, говоря, что это наиболее вероятное время, но не однозначно. У Ляйлят уль-кадр есть особенности. В эту ночь бывает очень тихо и безмятежно, звезды не падают, погода стоит безоблачная и без осадков. У этой ночи есть свой необычный блеск, сияние, а наутро солнце восходит как полная луна — без ослепляющих лучей, с нежным светом.

В Ляйлят аль-Кадр самым лучшим для мусульманина будет совершение покаяния (тауба) и сердцем, и языком, чтобы Аллах простил все его грехи. В эту Ночь совершаются пропущенные намазы, читается Священный Коран, анализируются ошибки проведенных дней, месяцев, прощаются былые обиды, строятся планы на будущее.
Ид уль-фитр (Рамадан-Байрам, Ураза-Байрам)
После завершения священного месяца Рамадан наступает один из двух крупных праздников ислама, называющийся праздником разговения Ид уль-фитр (тюрк. Ураза-Байрам, Рамадан-байрам).
Для каждого верующего праздник — это причастность к общей радости единоверцев и хорошая возможность для пополнения духовного опыта. Праздник разговения для мусульманина — это, в первую очередь, прощание с благословенными днями месяца Рамадан, когда для каждого мусульманина предоставлялась хорошая возможность вырасти духовно, усмирить страсти посредством соблюдения поста, большего стремления к благочестию, оказания помощи нуждающимся.
В Рамадан-байрам мусульманам предписывается предаваться настроению праздника, вкушая пищу и питье, поститься же в этот благословенный день нельзя.
В этот день мусульмане всего мира, совершив омовение, надевают праздничную одежду и спешат в мечеть на коллективную молитву. После этого верующие обмениваются поздравлениями, идут в гости или приглашают к себе на праздничную трапезу.
Праздник также отмечен крайне важным предписанием религии: в этот день мусульмане выплачивают нуждающимся людям обязательное пожертвование, называющееся закят уль-фитр.
Также в этот день принято навещать родителей, старших и больных, посещать кладбища, поминая усопших, читать над могилами отрывки из Священного Корана и просить Всевышнего об облегчении их участи.
День Арафат
День Арафат отмечается в 9-й день 12-го месяца мусульманского лунного календаря зуль-хиджа. День посещения участниками Хаджа горы Арафат возле Мекки, где паломники совершают намаз у подножия. Гора Арафат — это то место, где, по легенде, встретились Адам и Ева после изгнания из рая.
День Арафат — самый памятный из дней Аллаха. За совершение благих поступков в это время вознаграждение увеличивается многократно. Равно, как и вес грехов в этот день увеличивается в несколько раз. До заката солнца нужно стоять и замаливать грехи. В Саудовской Аравии утверждают: эти массовые ритуалы видны даже из космоса.
Какое бы благочестивое деяние ни совершил человек, стремясь к Аллаху с чистым намерением, в Судный день он, несомненно, увидит вознаграждение за него. Самым важным из тех поступков, которые приближают верующих к Аллаху, считается пост в день Арафат. Пророка спросили о посте в день Арафат. И он ответил: «Это очищение грехов за предыдущий и последующий год».
Для совершения хаджа существует ряд обязательных условий:
1) надо достичь совершеннолетия.
2) быть психически здоровым.
3) быть мусульманином.
4) быть свободным.
5) иметь достаточно средств, чтобы обеспечить свое паломничество и содержание семьи, оставшейся дома.
6) осознавать и не отрицать обязательность хаджа.
7) заблаговременно выехать в дорогу, чтобы успеть к моменту начала хаджа.
Кроме вышеперечисленных условий, есть и другие условия выполнения хаджа:
1) хорошее здоровье.
2) отсутствие препятствий для совершения паломничества (например, нахождение под уголовным следствием).
3) обеспечение безопасности путешествия.
4) наличие у женщины сопровождающего.
При совершении хаджа мусульманин обязан выполнить следующие обряды:
1) облачиться в одеяния паломника, что знаменует вхождение в состояние физической и духовной чистоты.
2) совершить первый обход вокруг Каабы (главной мусульманской святыни, в сторону которого мусульмане обращаются во время молитвы).
3) совершить стояние в долине Арафат, вознося молитвы Всевышнему.
4) совершить второй (прощальный) обход вокруг Каабы после стояния в долине Арафат.
После облачения в ритуальные одежды мусульманин совершает молитву и обращается к Всевышнему со следующими словами: «Вот я перед Тобой, Господи! Нет равного Тебе! Вот я перед Тобой! Воистину хвала Тебе, милость и могущество! Нет равного Тебе!»
Во время нахождения паломника в состоянии ритуальной чистоты ему запрещаются некоторые действия, которые могут сделать хадж недействительным. Например, занятие торговлей, супружеские отношения, курение и другое.
Курбан-Байрам – праздник жертвоприношения
Праздник жертвоприношения Курбан-байрам (или Ид уль-Адха) является частью мусульманского обряда паломничества в Мекку. Отмечается праздник в долине Мина вблизи Мекки в 10-й день 12-го месяца мусульманского лунного календаря зуль-хиджа и длится 3-4 дня.
Конечно, не все мусульмане могут совершить хадж в Мекку, участвовать в главном празднике мусульман и в священном месте лично принести жертву, поэтому каноны ислама предписывают мусульманам исполнять кульминационную часть обряда не только в Мекке, а всюду, где могут оказаться мусульмане.
Мифология этого праздника восходит к известному библейскому сюжету о попытке принесения патриархом Авраамом (по-арабски — Ибрахимом) своего сына Исаака в жертву Богу. Однако на место библейского Исаака мусульманская традиция ставит Исмаила, считая его старшим сыном, а Исаак, по мусульманским представлениям, — второй сын Авраама. За эту преданность и добродетельность Всевышний вознаградил Ибрахима, заменив приношение в жертву Исмаила барашком.
Праздновать день жертвоприношения, даже если это не происходит в Мекке, начинают с раннего утра. Чуть свет мусульмане идут в мечеть к утренней молитве, но прежде необходимо совершить полное омовение, надеть новую и опрятную одежду, по возможности умастить себя благовониями. Перед молитвой есть не рекомендуется. По окончании утреннего намаза (молитвы) верующие возвращаются домой, а затем, по желанию, собираются группами на улице или во дворах, где поют хором славословие Аллаху (такбир). Затем они снова отправляются в мечеть или на специально отведенную площадку, где мулла или имам-хатыб произносит проповедь.
По окончании проповеди мусульмане идут обычно на кладбище молиться за умерших. Вернувшись с кладбища, приступают к жертвенному обряду, в знак готовности служить богу. Для принесения жертвы мусульмане специально откармливают выбранное животное.
Мусульманин, совершив заклание, не должен скупиться на угощение, необходимо обязательно накормить бедных и голодных. Ритуальное угощение — худойи, садака — устраивается также во избежание всевозможных несчастий и болезней.
Близким, друзьям и родственникам в дни праздника стараются сделать подарки. В последующие после праздника дни обычно наносят визиты к родным и близким знакомым, так как посещение в дни праздника жертвоприношения считается благословенным и желательным.
Дни Ат-Ташрик
Дни Ат-Ташрик — продолжение праздника жертвоприношения Курбан-Байрам — отмечаются с 11-го по 13-й день месяца 12-го месяца мусульманского лунного календаря зуль-хиджа.
Паломники отправляются в местность Мина в ночь первого из дней Ат-Ташрик и ночуют там. Начиная с утреннего намаза дня Ташрик до послеполуденного намаза третьего дня Ташрик, мусульмане, после коллективных намазов, читают такбир под названием такбир Ташрик.
После наступления времени Аз-Зуф первого дня Ат-Ташрик бросают в три столба камешки. Сначала в маленький (джамрат аль-ула) — 7 камешков, затем в средний столб (джамрат аль-вуста) — 7 камешков, а потом в большой столб (джамрат аль-акаба) — 7 камешков. При бросании желательно произносить слова: «Аллах Акбар».
Во второй день из дней Ат-Ташрик повторяется тот же обряд, что и в первый день. Затем, если паломника застал закат солнца второго дня в Мине, то он обязан остаться и бросать камешки в третий день. Если кто-то боится за себя при давке, то может отложить бросание всех камней на третий день, а если не может физически, то поручает другому. Однако, если может выполнить сам, поручать другому нельзя.
Новый год по Хиджре
Наступление нового года по Хиджре. Первый день священного месяца Мухаррам. первый день Мухаррама не включено в число праздников ислама и, соответственно, в большинстве мусульманских стран Новый год не отмечают как праздник в нашем понимании. В этот день в мечетях читают проповедь, посвященную переезду пророка Мухаммада из Мекки в Медину в 622 г. – отправной точке мусульманского лунного календаря.
Месяц Мухаррам является первым месяцем мусульманского календаря. Считается, что как человек проведет первый месяц года, так и пройдут все остальные двенадцать месяцев.
Это один из четырех месяцев, в течение которых Аллах особенно запретил конфликты, кровную месть, войны и т. д. О высокочтимости этого месяца много говорится в Коране. Мухаррам – месяц покаяния и богослужения.
Каждый мусульманин должен постараться провести этот месяц в служении Богу. В одном из изречений Мухаммада говорится «Мухаррам является самым лучшим для соблюдения поста после месяца Рамадан». В другом изречении говорится: «Тому, кто постился один день в месяце Мухаррам, воздается как за 30 постов».
Мухаррам
Десятый день первого месяца мухаррам мусульманского календаря, день траура, неукоснительно соблюдаемого приверженцами ислама. В этот день погиб внук Пророка Мухаммеда – Хусейн (626 – 680).
Хусейн был вторым сыном дочери Пророка Мухаммеда Фатимы. Чтобы избежать междоусобного раздора, Хасан, старший внук Пророка, пошел на соглашение с халифом Муавия о том, что после его смерти, его наследник не будет требовать для себя титула халифа (верховного правителя). Однако Язид, сын Муавии, разорвал это соглашение и незаконно захватил власть. Будучи деспотичным и порочным, он захотел подчинить себе Имама Хусейна, младшего брата Хасана. Он искал удобного случая для выполнения коварного плана и когда Хусейн отправился в Куфу с 72 членами своей семьи и родственниками, приступил к его осуществлению.
Язид и его люди остановили Хусейна недалеко от реки Ефрат и подвергли их страшным пыткам и мучениям. Хусейн и его последователи стойко выдержали все тяжелые испытания, но категорически отказались признать Язида халифом. В память об этом героическом сопротивлении, произошедшем в иракском городе Кербела, отмечается Мухаррам.
День Ашура
10-й день месяца Мухаррам — День Ашура (Day of Ashur). На этот день, согласно Корану, приходятся сотворение Небес, Земли, ангелов, первого человека — Адама. Светопреставление (апокалипсис, конец света) также наступит в день Ашура.
На день Ашура приходятся переселение Адама в Рай и принятие от него покаяния после прегрешения. В этот памятный день, в разные исторические эпохи, Аллах являл десять благ десяти пророкам (корабль Нуха (Ноя) причалил к горе Джуди после Потопа, родился пророк Ибрахим, вознеслись на небо пророки Иса и Идрис, пророк Ибрахим спасся от огня язычников, Муса, и его последователи спаслись от преследования фараона).
День Ашура отмечается соблюдением 2-х или 3-дневного поста (9—10-го, 10—11-го или 9—11-го числа месяца Мухаррам). Пост в день Ашура был принят Мухаммедом после его переезда из Мекки в Медину. Позже, когда был установлен обязательный пост в Рамадан, пост в день Ашура стал добровольным, но желательным у мусульман-суннитов.
У мусульман-шиитов этот пост обязателен, так как день Ашура совпал с главной датой шиитского религиозного календаря — днем поминовения внука пророка Мухаммеда имама аль-Хусейна ибн Али (626 — 680), который в этот день пал смертью шахида (борца за веру). После этих событий содержательная сторона 10-го дня месяца Мухаррам приобрела другое значение.
Шииты первые десять дней месяца посвящают оплакиванию мученической смерти Хусейна, в течение всего месяца проводят различные религиозные обряды, в процессе выполнения которых воспроизводятся в театральном импровизированном представлении события 10-го дня Мухаррама.
Мусульманские праздники
Поделитесь на:

Оставить комментарий